Карта дня
01 АВГ. 2018 | 07:15
Море любит новинки

На острове Русский во Владивостоке прошел Международный Дальневосточный морской салон.

В России скоро появится опытный образец экраноплана.

Деловую и выставочную части салона организовали в центральных корпусах суперсовременного кампуса Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), построенного на Русском к саммиту АТЭС-2012.

Большинство макетов на стендах представлены кораблями, уже стоящими на вооружении ВМФ и ряда других стран. Одна из новинок — малая подводная лодка прибрежного действия П-650Э от бюро машиностроения "Малахит". Длина — всего 55 метров, ширина — 6,5 метра, водоизмещение — 720 тонн. Несмотря на скромные габариты, эта субмарина очень опасна.

"Лодка вооружена торпедами, минами и ракетами "Калибр", — рассказал ведущий конструктор предприятия "Малахит" Игорь Караваев. — П-650Э — одна из представительниц нашей серии концептуальных проектов малых и сверхмалых субмарин водоизмещением от двухсот до тысячи тонн. Они решают тот же круг задач, что и их "старшие сестры", но в тех акваториях, где большие лодки не работают. Это, к примеру, Каспийское море и Балтика. П-650Э будет комфортно себя чувствовать в проливных зонах, мелководных районах, гаванях. Она в состоянии заходить даже во вражеские порты и военно-морские базы. Одно из главных достоинств П-650Э — воздухонезависимая энергетическая установка, позволяющая лодке заряжать аккумуляторы без всплытия".

Другой важный плюс П-650-Э — высокая степень автоматизации. Экипаж — всего девять человек. Не секрет, что подготовить высококлассный экипаж подводной лодки — столь же долго и затратно, как и ее построить. "Малолюдность" субмарины позволяет тренировать сразу несколько экипажей и, соответственно, вводить в строй больше малых лодок.

К новинкам относится и океанский патрульный корабль от Зеленодольского проектно-конструкторского бюро. Его построят на базе сторожевика проекта 11661 (представители ВМФ — фрегаты "Татарстан" и "Дагестан", еще четыре приобрел Вьетнам под экспортным обозначением "Гепард-3.9"), модернизированный вариант получил название "Гепард-5.1". Корабль, предназначенный главным образом для зарубежных покупателей, будет обладать лучшей мореходностью, чем ранние фрегаты, и сможет работать в дальней морской зоне, в отличие от "Татарстана" и "Дагестана", приписанных к Каспийской флотилии. Его водоизмещение — 2000 тонн, автономность похода — 20 суток, максимальная скорость — 23 узла, экипаж — 60 человек. Крылатых ракет патрульный корабль не несет, зато вооружен 76,2-миллиметровой пушкой АК-176МА, 30-миллиметровой артустановкой АК-306-09, пулеметами и противодиверсионными гранатометами.

Особое внимание на МДМС-2018 уделялось современной морской робототехнике. Надводные и подводные дистанционно управляемые дроны давно используются в военных и гражданских флотах развитых стран. О перспективности этого направления говорит то, что конкурс для студентов ДВФУ, желающих обучаться многообещающей специальности, доходит до 15 человек на место. Область применения роботов на море крайне широка: от исследований дна до спасательных работ. Подводный дрон, оборудованный манипулятором, способен, к примеру, распутать винты субмарины, угодившей в рыбацкие сети. А безэкипажный катер БЭК от концерна "Моринформсистема-Агат", созданный на базе обычного скутера-гидроцикла, может играть роль гидроакустического шлюза-ретранслятора или транспортировать грузы в нужные районы.

Помимо макетов и натурных образцов, на выставке представили полноценный симулятор оператора подводных роботов: приборная панель с множеством рычагов, тумблеров, парой джойстиков и мониторами, на которые выводится изображение с камеры дрона. Два участника форума тщетно пытались выполнить учебное задание — на глубине пяти километров перерезать манипулятором трос. Их все время сносило подводным течением, мешавшим как следует прицелиться.

Сотрудники Центрального конструкторского бюро имени Р. Е. Алексеева, создавшего в советское время знаменитые скоростные суда на подводных крыльях "Метеор", "Восход" и "Ракета", представили на салоне линейку кораблей, которые должны прийти на смену устаревшим ветеранам рынка пассажирских перевозок. На презентации гостям форума продемонстрировали рассчитанный на 45 человек "Валдай-45Р", в опытном режиме курсировавший по рекам и каналам Санкт-Петербурга, морскую "Комету 120М", разгоняющуюся до 35 узлов (64 километра в час), огромный "Торнадо" на 250 пассажиров с максимальной скоростью в 55 узлов (100 километров в час), а также ряд других интересных новинок.

Сенсацию произвели проекты первых постсоветских многоцелевых экранопланов А-050-742D и А-020-538. Опыта ЦКБ имени Алексеева не занимать — его специалисты разрабатывали знаменитые советские машины "Лунь", "КМ", "Орленок" и другие. Новые экранопланы могут пригодиться, например, для спасательных работ при проведении пилотируемых пусков с космодрома Восточный. Если в результате нештатной ситуации капсула с космонавтами окажется в море, А-050-742D придет им на помощь с максимальной скоростью — 450 километров в час.

Вице-премьер Юрий Борисов, принимавший участие в МДМС-2018, заявил, что в рамках госпрограммы вооружений 2018-2027 годов будет построен опытный образец экраноплана с ракетным вооружением по проекту "Орлан". По словам чиновника, такая техника сможет, в частности, обеспечивать безопасность Северного морского пути.

Несмотря на многочисленные макеты, проекты и презентации, главным фоном для Международного дальневосточного морского салона послужили настоящие боевые корабли Тихоокеанского флота. Парадный строй вымпелов во главе с гвардейским ракетным крейсером "Варяг" встал на якорь на внешнем рейде Владивостока в преддверии главного праздника всех военных моряков страны — Дня ВМФ. По приказу командующего ТОФ адмирала Сергея Авакянца два корабля — корвет "Совершенный" и противодиверсионный катер "Грачонок" — к ним не присоединились.

Корвет открыли для посещения всего на полчаса: желающие попасть на самый современный корабль флота, поднявший Андреевский флаг всего год назад, заполонили всю вертолетную площадку на корме. У трапа немедленно поставили матроса — разворачивать зевак. "Открутите еще что-нибудь, а нам в параде участвовать. Пойдем ко дну у всех на глазах, нас же виноватыми назначат", — беззлобно усмехаются моряки.

На самом деле полноценную экскурсию вдоль борта на "Совершенном" провести не получится. Массивная надстройка с рублеными, угловатыми формами по технологии "стелс" занимает палубу по всей ширине. Чтобы пройти на нос корабля, нужно спускаться в подпалубные помещения. А туда гражданских не пускают — нутро "Совершенного" скрывает немало секретов, которые очень заинтересовали бы иностранные разведки.

За "старшего брата" пришлось отдуваться противодиверсионному катеру "Юнармеец Приморья" проекта 21980 "Грачонок". В составе ВМФ числятся 16 кораблей этого класса. Небольшие катера водоизмещением 139 тонн не несут ударного вооружения, однако оборудованы всем необходимым для борьбы с пиратами и диверсантами вероятного противника. На носу — 14,5-миллиметровый пулемет, на надстройке — десятиствольный гранатомет ДП-65А, управляемый дистанционно. По бортам — специальные площадки с "зажимами"-фиксаторами для матросов — операторов переносных зенитно-ракетных комплексов "Игла-1". Благодаря им можно вести огонь по воздушным целям без поправки на волнение моря.

"Глаза катера — опускаемая гидроакустическая станция "Анапа", — говорит РИА Новости старшина второй статьи Сергей Кашперский. — Если есть подозрение, что в районе действуют водолазы противника, опускаем ее на тросе в воду. Она очень точная и легко отличает человека от крупной рыбы. Обнаружили диверсанта, выставили на гранатах необходимую глубину подрыва, дали залп из ДП-65А. Далее работают наши боевые пловцы — погружаются под воду и выясняют, попали ли в кого гранатометчики".

Внутри "Юнармеец Приморья" оборудован всем необходимым для автономного плавания продолжительностью пять суток. Экипаж катера — девять человек, не считая команды водолазов. Этот "Грачонок" — второй корабль проекта, построенный на "Восточной верфи" Владивостока, в строю уже четыре года. На палубе тесновато, но катер и не должен быть просторным. Главное — чтобы служить на нем было приятно.

"Современный корабль — это все-таки здорово, — признался РИА Новости командир "Грачонка" старший мичман Александр Козин. — От своих предшественников — еще советских катеров "Фламинго" — "Грачата" ушли очень далеко по качеству и составу радиоэлектронного оборудования, мореходным свойствам и эргономике. Без дела мы не сидим. Во время празднования Дня ВМФ будем следить за безопасностью кораблей — участников парада. Искренне надеюсь, что в ближайшие годы среди них появятся новые вымпела. Тихоокеанский флот давно не видел новых надводных кораблей. Но наши катера и корвет "Совершенный" — прямое доказательство того, что ситуация улучшается".