Карта дня
26 СЕН. 2017 | 07:25
Микро Макрон

Франция переживает второе по счету президентство, которое почти их сразу после выборов начинает их не устраивать.

Эммануэль Макрон пока не может предложить стране ничего заметного и выразительного.

На смену вялому и зависимому Франсуа Олланду пришел невнятный и тусклый Макрон.

Сторонники президента Франции Эммануэля Макрона, члены проправительственной партии "Республика, вперед!" потерпели  поражение на выборах в сенат. Вместо ожидавшихся летом 50-60 мандатов из 170 они получили предельно скромные 23. Неудача ставит под сомнение амбициозные планы конституционной реформы, которую рассчитывает провести Макрон, а также политическое будущее самого президента.  Рейтинг лидера страны падает рекордными за всю историю Пятой республики темпами.

Во французской государственной системе выборы в сенат можно являются отражением воли политического класса. Правом голоса обладают только уже избранные кем-то лица: депутаты местных собраний разного уровня и Национальной Ассамблеи. По электоральным округам в соответствии с географией страны распределены 76 тысяч "больших избирателей".  В массе своей это противники Макрона — республиканцы, пришедшие во власть в ходе муниципальных выборов 2014 года.

Само по себе это ничего не означает: после избрания президента значительная часть правых откололась и образовала лояльную ему фракцию в нижней палате парламента. По этой причине Макрон мог рассчитывать и на гораздо более высокий результат.

Однако добиться своего президенту не удалось. В сенате, где "перебежчики" летом образовали фракцию макронистов, число сторонников главы государства не возросло, как ожидалось, а уменьшилось. Потеряла свои позиции и правившая до середины года партия социалистов — важнейший кадровый резерв для Макрона. Зато победу праздновали республиканцы, во главе фракции которых остается Брюно Ретайо, близкий к проигравшему Макрону выборы Франсуа Фийону. С таким составом сенат сохранит серьезную дистанцию от президента.

Избранная местными депутатами оппозиционная палата отражает все возрастающее раздражение, которое вызывает одно направление политики президента: бюджетная экономия. Со времени своего прихода к власти Макрон успел сократить ассигнования военным, студентам, феминисткам, повысил налоги для пенсионеров и сократил некоторые бюджетные ставки в местных администрациях. Депутаты локального уровня, разозленные потерей рабочих мест, Макрону и отомстили.

Трудности, с которыми сталкивается его партия, можно назвать структурными: у этой партии один лидер — президент, который пришел к власти и не собирается ни с кем ею делиться. Это означает, что на уровне ниже Макрона начинается сказываться отсутствие других знаковых фигур. Мешает и кадровый состав: "Республика вперед" состоит из людей, имеющих малый опыт в политике. Кроме того, у партии нет никаких традиций.

Поражение на выборах в сенат означает: конституционная реформа Макрона под вопросом.  В отличие от политической системы других стран, во Франции успешным считается только такое президентство, при котором конституция — серьезно или нет — менялась хотя бы единожды. Сделать это можно, заручившись поддержкой трех пятых общего депутатского корпуса, включающего парламентариев нижней палаты и сенаторов, собравшихся для этого на торжественное заседание. Сама по себе подобная процедура служит доказательством зрелости главы государства, ведь тот смог заручиться поддержкой всего правящего класса.

Президенты, которым сделать этого не удалось, традиционно считаются слабыми. К их числу относится предшественник Макрона Франсуа Олланд, конституцию поменять так и не сумевший, хотя и торжественно обещавший это сделать. Нынешний глава государства тоже дал такое обещание, причем в королевской резиденции в Версале перед сенаторами и депутатами, которые съехались, чтобы присутствовать при его речи. 

Экс-президенты, нередко проходившие в роли подследственных после истечения полномочий, такие как Николя Саркози и Жак Ширак, тем не менее продолжают заседать в качестве судей в самой высокой юридической инстанции государства.