Карта дня
30 ИЮНЯ 2017 | 07:25
Коллектор не спит, ищет дырку в законе

Полгода назад вступил в силу закон № 230-ФЗ, известный также как закон о коллекторах. Он ограничил возможности организаций по сбору долгов. Но в законе нашлась лазейка.

Коллекторы ищут новые способы вытряхнуть деньги из должников.

Коллекторские агентства последние полгода ведут себя тише. Телефонные звонки — не более двух раз в неделю, СМС-сообщения — не более двойной нормы от звонков. 

Однако банки уже научились обходить эти ограничения. Дело в том, что в Законе есть оговорка: кредитор и должник могут заключить соглашение, устанавливающее частоту взаимодействия на усмотрение кредитора. Сами банки не очень охотно признают использование этой лазейки. 

Но, как рассказали в одном из крупнейших коллекторских агентств, к ним уже приходят пачки кредитных договоров от банков с дополнительными соглашениями, позволяющими звонить клиентам чаще и больше, чем предписывает закон. По словам коллекторов, большинство таких договоров заключено еще во второй половине 2016 года. 

Уже тогда банки, предвидя скорое вступление закона в силу, начали действовать на опережение, кроме того, старались прописывать такую возможность еще до наступления факта просрочки. 

В Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) не видят в такой ситуации ничего удивительного — кредиторы пытаются снизить риски. Но такие соглашения бывают на пользу и заемщикам: если клиент заранее соглашается на условия кредитора по взысканию просроченной задолженности, тот может предложить ему более выгодные условия по кредиту.

После выкупа долгов у банка расширенные возможности взыскания, которые предусмотрительные банки прописали в договорах, по идее, могут использовать и коллекторы.

Однако многие крупные игроки рынка этим правом не пользуются: опасаются наказания со стороны регулятора — ФССП — вплоть до исключения из реестра.

Игроки рынка взыскания долгов признают: новый закон так или иначе заставляет их проявлять максимальную осторожность. Слишком много в нем нюансов, которые регулятор пока не объяснил, как трактовать. 

Пока неясно, что считать контактом, — часто случается обрыв связи. В этом случае мы считаем, что с человеком пообщались, хотя никакого диалога не произошло. В итоге у кредитора остается один звонок в неделю.

Пока банки и коллекторы думают, как трактовать новый закон, смекалку уже проявляют микрофинансовые организации. Они начали рассылать должникам по ночам СМС с рекламой своих новых продуктов, дополняя их требованием о погашении задолженности. Общение с должниками под видом рекламных предложений закон не ограничивает.