![]() Коллекторы ищут новые способы вытряхнуть деньги из должников. |
|
Коллекторские агентства последние полгода ведут себя тише. Телефонные звонки — не более двух раз в неделю, СМС-сообщения — не более двойной нормы от звонков.
Однако банки уже научились обходить эти ограничения. Дело в том, что в Законе есть оговорка: кредитор и должник могут заключить соглашение, устанавливающее частоту взаимодействия на усмотрение кредитора. Сами банки не очень охотно признают использование этой лазейки.
Но, как рассказали в одном из крупнейших коллекторских агентств, к ним уже приходят пачки кредитных договоров от банков с дополнительными соглашениями, позволяющими звонить клиентам чаще и больше, чем предписывает закон. По словам коллекторов, большинство таких договоров заключено еще во второй половине 2016 года.
Уже тогда банки, предвидя скорое вступление закона в силу, начали действовать на опережение, кроме того, старались прописывать такую возможность еще до наступления факта просрочки.
В Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) не видят в такой ситуации ничего удивительного — кредиторы пытаются снизить риски. Но такие соглашения бывают на пользу и заемщикам: если клиент заранее соглашается на условия кредитора по взысканию просроченной задолженности, тот может предложить ему более выгодные условия по кредиту.
После выкупа долгов у банка расширенные возможности взыскания, которые предусмотрительные банки прописали в договорах, по идее, могут использовать и коллекторы.
Однако многие крупные игроки рынка этим правом не пользуются: опасаются наказания со стороны регулятора — ФССП — вплоть до исключения из реестра.
Игроки рынка взыскания долгов признают: новый закон так или иначе заставляет их проявлять максимальную осторожность. Слишком много в нем нюансов, которые регулятор пока не объяснил, как трактовать.
Пока неясно, что считать контактом, — часто случается обрыв связи. В этом случае мы считаем, что с человеком пообщались, хотя никакого диалога не произошло. В итоге у кредитора остается один звонок в неделю.
Пока банки и коллекторы думают, как трактовать новый закон, смекалку уже проявляют микрофинансовые организации. Они начали рассылать должникам по ночам СМС с рекламой своих новых продуктов, дополняя их требованием о погашении задолженности. Общение с должниками под видом рекламных предложений закон не ограничивает.