Карта дня
19 ЯНВ. 2017 | 07:20
Душит не жаба, а здравый смысл

Даже купить воду в аэропорту, не говоря уже о том, чтобы поесть, не просто дорого, а часто не доступно простому пассажиру.

Еда и напитки в аэропортах дороже, чем в элитных ресторанах.

Федеральная антимонопольная служба активизирует работу по проверке цен в российских аэропортах. Не секрет, что для большинства воздушных гаваней, особенно если речь о столице и других крупных городах, проблема более чем актуальна. Однако пассажирам деваться некуда: им приходится втридорога покупать абсолютно всю еду и напитки.

Разобраться с ценообразованием в аэропортах пообещал глава ФАС Игорь Артемьев на заседании Совета Федерации. Этот вопрос подняли сенаторы, указав, что чай и вода в аэропортах стоят в несколько раз дороже, чем на железнодорожном транспорте. Он признал, что в последнее время ведомство, возможно "ослабило эту работу", но с удовольствием займется ей снова.

В столичных аэропортах указывают, что они никак не могут влиять на цены: в них виноваты арендаторы.

А рестораторы уверяют: взвинчивать цены их вынуждает непомерная жадность воздушных гаваней: их душат высокие арендные ставки, а работать в убыток никто не хочет. 

В отраслевой ассоциации уверяют: они бы и рады снизить цены, но сами оказываются загнанными в угол из-за постоянного повышения арендных ставок.

Несколько лет назад ФАС уже проверяла заведения в российских аэрогаванях, и выявило, что несколько кафе там имеют доминирующее положение. Тогда, как отметил Артемьев, регулятор их только оштрафовал. Получается, виной всему недостаточная конкуренция?

В отрасли с этим категорически не согласны. Почему в сетевых ресторанах цены в аэропорту в два, а то и в три раза выше, чем в городе, готовы ли сами предприятия их снижать и при каких условиях? Этот вопрос задали владельцам сетевых закусочных "Му-Му" и "Бургер Кингу", но от них комментариев не поступило.

Эксперты в области транспорта объясняют высокие арендные ставки сложной экономикой авиационного бизнеса и продолжающейся реконструкцией.

"Многие аэропорты недавно реконструировались, в это вкладывались деньги. Авиационная деятельность – достаточно сложно окупаемая.

Поэтому инвесторы стараются задрать цены на дополнительные услуги насколько это возможно", —  так видит ситуацию независимый транспортный аналитик Дмитрий Адамидов.

Впрочем, интерес ФАС к аэропортовым  кафе, прежде всего к сетевикам, он считает вполне обоснованным.

"Конечно, аренда завышена, но место в аэропорту не пустует практически никогда. Значит, спрос есть, и коммерсанты понимают, где заработать", — указывает он.

В том, что предприниматели прибедняются, уверен и Алексей Егармин, сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей.  "Во-первых они, конечно, пользуются своим монопольным положением. И почему бы не срубить бабла, если ситуация предполагает такое развитие событий?", — рассуждает он.

Эксперты указывают и на то, что весь аэропортовый ритейл, как правило, принадлежит тем же собственникам аэропорта. Они сами для себя устанавливают и арендные ставки, и ценовую политику. "То есть, по сути, там, все свои", — говорит Адамидов.

Защитники прав потребителей, впрочем, считают чепухой разговоры о низкой рентабельности авиационного бизнеса.

"Авиационный бизнес  - это в первую очередь обслуживание пассажиропотока и отправка самолетов. За это аэропорты получают немалые деньги. И все это заложено в стоимость авиабилетов – аэропортовые сборы. А сдача помещения в аренду – совсем другая тема", — считает Егармин.

Насколько оправдана инициатива ФАС, и кого здесь нужно "трясти" в первую очередь?

Про мнению Егармина, сначала нужно разобраться с жадностью аэропортов, но сделать это нелегко – уж больно непрозрачная там ситуация. "Кто-то владеет помещением, кто-то — операционным бизнесом, кто-то кому-то пересдал в субаренду. Это очень запутанные отношения, чтобы в итоге обосновать эти арендные платежи и положить их себе в карман", — поясняет эксперт.

В том, что инициатива ФАС не будет успешной, уверен и Адамидов. "Регулятор призовет арендаторов к порядку, и они снизят цену. Но потом пойдут жаловаться и просить других послаблений", — отмечает он.

История эта, по мнению аналитиков, будет многосерийной, а вот финал непонятен. Как в сериале "Рабыня Изаура" — все смотрели, но никто не помнит, чем закончилось.