![]() Участники гайдаровского форума снова перемыли косточки российской экономике и мирно разошлись по домам. |
|
В очередной раз собравшиеся на гайдаровском форуме, экономисты рассказали друг друг, что они понятия не имеют что делать с экономикой и предлагали рецепты ее лечения, могущие привести только в могилу.
Участники ключевой сессии последнего дня гайдаровского форума - как представители власти, так и бизнеса - пришли к выводу, что снижение налоговой нагрузки благоприятно отразится на российском бизнесе, но в ближайшие три года возможностей для этого не представится. Впрочем, стратегию изменения налоговой системы, предусматривающую такие меры, надо разрабатывать уже сейчас.
"Надо исходить из реалий в вопросе налогообложения. Не сможем мы в ближайшие три года снижать налоговую нагрузку, потому что нет таких предпосылок, чем их (выпадающие доходы - прим. ТАСС) заменить", - сказал глава Торгово- промышленной палаты Сергей Катырин.
В декабре президент РФ Владимир Путин в обращении к Федеральному Собранию заявил о необходимости подготовить предложения по "настройке" налоговой системы. Он подчеркнул, что сделать это необходимо в течение 2017 года - подготовить и принять все необходимые поправки в Налоговый кодекс, чтобы они вступили в силу с 2019 года.
Глава Минэкономразвития Максим Орешкин в своем выступлении подчеркнул, что для бизнеса в этой сфере важны не только налоговые ставки, но и понимание, как налоговая система будет меняться в будущем.
"Если такое понимание есть, бизнес может строить долгосрочные планы. Здесь важно понимать, что налоговая система может быть стабильной только при устойчивом бюджете", - отметил глава МЭР.
Силуанов согласился с коллегой в том, что "налоговую систему нужно сделать конкурентоспособной, а значит, не увеличивая нагрузку, повысить эффективность". Он призвал, однако, не забывать и о бюджете. "Налоги это те деньги, за счет которых мы финансируем наши обязательства, и если сегодня у нас сложился дисбаланс между доходами и нашими обязательствами в размере 3,56% ВВП в 2016 году, то за счет чего мы его будем сокращать? Либо за счет резервов, которые истощаются, либо за счет заимствований, которые вымывают всю ликвидность с рынка, либо повышать налоги, либо сокращать расходы. Нужно определится, это ключевой вопрос", - обозначил позицию ведомства министр.
Глава РСПП Александр Шохин попенял главам МЭР и Минфина на то, что они невнимательно читали программу "Единой России". "В экономическом разделе мы записали: снижать налоговую нагрузку. Цель - снижать налоговую нагрузку, без этого нам грозит только инерционный сценарий развития экономики", - сказал глава РСПП.
По его словам, одна из возможностей для прорыва в экономическом росте, заключается как раз в улучшении бизнес- климата и снижении фискальной нагрузки. Бизнесу интересно, ведутся ли дискуссии вокруг ввода прогрессивной шкалы НДФЛ, по поводу увеличение НДС на 2% или вопросы уже закрыты, пояснил Шохин.
Силуанов парировал тем, что оба министра являются членами "Единой России" и участвовали в разработке программы. "Когда мы говорим о снижение налоговой нагрузки, сразу скажите, какие расходы нужно будет снизить. Мы сейчас снизим налоги, а чем сейчас нужно платить зарплату, пенсии, социальные расходы? Такого не бывает. Если мы снижаем налоги, тогда сразу нужно говорить - мы откажемся от того то и того то. Это будет серьезный разговор", - резюмировал Силуанов.
Глава ТПП Катырин согласен с жесткой позицией министерства - снижение налоговой нагрузки в России в течении ближайших трех лет невозможно, но стоило обратить внимание на неналоговые платежи, которые составляют весомую часть фискальной нагрузки на бизнес.
Каждый участник дискуссии назвал основные, на свой взгляд, болевые точки в вопросах налогообложения в России. По мнению Орешкина, самая большая налоговая проблема - высокая нагрузка на фонд оплаты. Это, по его мнению, толкает предпринимателей к уклонению от уплаты страховых взносов. В результате, по словам министра, налоговая нагрузка для "белого" бизнеса становится непомерно высока.
"Если бы у нас не было теневой экономики, даже теоретические показатели налоговой нагрузки 5% ВВП были бы гораздо больше. Главная задача - делать так, чтобы теневой экономики было меньше, и тогда при более низком уровне налогов тот же объем поступлений можно неплохо получать", - считает Орешкин.
Министр финансов полагает, что проблемы назрели в налогообложении нефтяного сектора. "Вопрос об изменении налогового режима в нефтянке это уже вопрос вчерашнего дня, нам нужно срочно принимать это решение, если не с 2017 года, то с 2018 года вводить новый режим налогообложения. Назрело уже решение переходить в нефтянке на новый проект налогообложения. Мы говорим о переход с НДПИ на НДД", - подчеркнул Силуанов.
Орешкин, напротив, уверен, что текущая система налогообложения нефтяной отрасли не должна серьезно меняться, так как она обеспечивает устойчивость отрасли. "С точки зрения инвестиций в условиях, когда добыча замораживается, означает, что агрессивных инвестиций тоже делать не нужно. Это означает, что дергаться с точки зрения изменения налоговой системы абсолютно нет никакого смысла, она устойчива в той форме, в которой есть сейчас", - сказал глава МЭР. Он призвал Министерство финансов менять налогообложение в чувствительной сфере нефтянки плавно и аккуратно.
Минфин весной текущего года сформирует основные подходы к корректировке налоговой системы и в начале 2018 года после обсуждения представит конкретные предложения по ее совершенствованию, сообщил Силуанов.
До конца 2017 года Минфин надеется "дошлифовать", закончить обсуждения со всеми заинтересованными сторонами и на следующем Гайдаровском форуме обсуждать уже готовый вариант.
Шохин полагает, что уже сейчас необходимом выстроить схему снижение налоговой нагрузки до 2025. "Элемент с неопределенностью налоговой систем вырастет. Мы принимаем сейчас трехлетний бюджет, зная, что в 2018 году налоговая политика будет пересмотрена", - заяви глава РСПП.