Карта дня
18 АВГ. 2015 | 10:56
Денежная дорога

Проблема транзита российских грузов через территорию Латвии, а также поставки из России ставят под угрозу экономику балтийской республики.

Дорога в Латвию: ремонт и убытки.

Этой проблеме будет посвящена встреча министра сообщений Латвии Анрийса Матисса, который в начале следующей недели встретится в Москве с главой Минтранса России Максимом Соколовым.

Министры обсудят ремонтные работы на Октябрьской железной дороге и возможное ограничение в связи с этим транзита российских грузов через республику. Об этом Матисс заявил в эфире Латвийского телевидения.

По словам Матисса, в случае остановки транзита без работы останутся 50 тыс. человек. "Потеря транзита грузов - не только угля, но и нефтепродуктов и минеральных удобрений - станет очень большим ударом по народному хозяйству Латвии. В прошлом году по железной дороге было перевезено 77% всех грузов, большинство из которых - из России. По нашим подсчетам, если поток грузов полностью остановится, работу потеряют порядка 50 тыс человек вместе с семьями. Урон для оборота народного хозяйства Латвии составит 1,6 млрд евро", - считает он.

На прошлой неделе стало известно, что железнодорожное сообщение между Латвией и Россией может быть ограничено на два месяца из-за ремонта железнодорожных путей на российской стороне. Пути сильно обветшали и требуют ремонта. Об этом рассказывал исполняющий обязанности председателя правления предприятия "Латвийская железная дорога" (ЛЖД, Latvijas dzelzcels) Айварс Стракшас.

В пресс-службе российской железнодорожной монополии ТАСС сообщили, что РЖД осуществляет перевозки грузов в сообщении с Латвией в плановом режиме в соответствии заявками грузоотправителей, согласованными латвийской стороной.

По словам представителя компании, никаких ограничений для осуществления железнодорожных поставок грузов в Латвию в ОАО "РЖД" нет. В настоящее время ведутся традиционные для летнего периода плановые работы по ремонту инфраструктуры на Октябрьской железной дороге, однако они не могут быть критичными для транзитных перевозок грузов, в том числе угля, в страны Балтии, отметили в РЖД.

В прошлом году объем транзита угля и нефтепродуктов в латвийские порты составил 46,3 млн тонн, по железной дороге - 32,56 млн тонн.

ПОДРОБНОСТИ

В случае ухудшения отношений с Россией Латвия рискует потерять объем экспорта почти на 1 млрд евро. Это напрямую коснется железной дороги, портов, автоперевозчиков, магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, а также сферы услуг. Об этом говорится в обнародованном во вторник докладе министерства экономики республики о мерах по уменьшению негативных последствий российских контрсанкций.

"Последствия российского эмбарго на отдельные сельскохозяйственные продукты особенно ощущают малые транспортные компании Латвии, а в особенности - малые транспортные компании с небольшим автопарком", - сказано в документе. По данным минэкономики, санкции привели к прекращению 12,4% перевозок рефрижераторного автопарка, что в денежном выражении составляет  €20,5 млн.

"Статистика портов пока не отражает значительных последствий российских санкций. За десять месяцев этого года грузооборот латвийских портов увеличился на 4,8%. Но, если анализировать отдельные порты, то грузооборот Вентспилсского порта за десять месяцев существенно снизился - на 7,3%. С введением российских экономических санкций в Вентспилсском порту за последние месяцы существенно снизился объем перевалки угля и нефтепродуктов. По подсчетам Вентспилсского порта, его потери составляют примерно €500 тыс. в месяц", - говорится в докладе.

Несмотря на то что в сфере грузовых перевозок наблюдается рост - 1,7%, в отдельных категориях товаров объемы грузов уменьшаются. На 33,9% сократился объем сухопутного транзита, а на 5,4% - железнодорожных перевозок импортных грузов.

Больше всего от российского эмбарго пострадала молочная отрасль Латвии - к октябрю закупочные цены на молоко уменьшились по сравнению с июлем на 25%. Кроме того, значительно снизились и рыночные цены на продукцию тех предприятий, которые экспортировали в Россию. Например, сухое молоко подешевело на 35%, сыр - на 20%, а масло - на 19%.

В овощеводстве и плодоводстве влияние эмбарго отразилось в стремительном увеличении импорта из других стран, вследствие чего значительно упали цены - на 30-50%. Цены на капусту, например, упали на 33%, а на морковь - на 48%.

Россия ввела 7 августа 2014 года пакет ответных мер на санкции США, Австралии, Канады, Евросоюза и Норвегии. Контрсанкции представляют собой запрет сроком на один год на импорт в Россию из этих стран фруктов, овощей, молочной и мясной продукции.

Как заявила ранее премьер-министр Латвии Лаймдота Страуюма, введенное Россией эмбарго на импорт продовольствия из Евросоюза нанесет республике ущерб в размере 55 млн евро. Больше всего пострадала молочная отрасль. Правительство страны уже выделило производителям и предприятиям по переработке молока 14 млн евро на компенсацию убытков. Еврокомиссия выделила пострадавшим производителям молока еще €7,7 млн.

В сфере транзита Латвия зависит от России на 80%. Транзит грузов через республику составляет 12% ВВП страны. Оборот в этой сфере оценивается в размере порядка 2,8 млрд евро в год.