![]() Россия может меньше зависеть от иностранных производителей авиационных двигателей.. |
|
Перспектива замены зарубежные двигатели на отечественных самолетах SSJ-100, МС-21 и вертолете Ми-26, а также создание двигатель для проектируемого российско-китайского тяжелого вертолета реальна. Эту проблему обсуждал вице-премьер Дмитрий Рогозин и президент Владимир Путин".
Рогозин предложил сделать "опережающий задел" по созданию двигателя на базе Пермского моторного завода. На его мощностях создается семейство двигателей нового поколения на базе унифицированного газогенератора, что позволит расширить сегмент авиационного двигателестроения с тягой на взлете от 9 до 16 тонн, отметил вице-премьер.
В данный момент серийное производство двигателей для авиатехники сосредоточено на ПМЗ. Основной продукт - разработки пермского КБ "ОАО "Авиадвигатель"": двигатель ПС-90А для Ту-204, Ту-214, Ил-96-300 и транспортного Ил-76МФ. Один из самых больших заказов - поставка 156 ПС-90А-76 для военно-транспортных Ил-76МД-90А, с разработкой МС-21 ключевым проектом станет ПД-14, сейчас идет подготовка к серийному производству. К 2016 году должна завершиться разработка технологий, подготовка оснастки, нестандартного оборудования, с 2018 года начнутся серийные поставки ПД-14.
Сейчас на SSJ-100 устанавливаются двигатели SaM-146 компании PowerJet - СП НПО "Сатурн" и французской Snecma, а ОДК, по некоторым сведениям, обсуждала планы увеличения инвестиций в производство SaM-146. Инвестбюджет ОДК в рамках СП оценивается в 2,9 млрд рублей, корпорация уже вложила 718 млн рублей. Планируется к вложению еще 2,2 млрд рублей, в том числе 349 млн рублей до конца года. При этом программа SaM-146 - одна из самых затратных у ОДК. В 2012 году на нее выделили 15,8 млрд рублей, уже освоено 15,33 млрд руб.
В ОДК заявили, что еще на старте проекта семейства двигателей ПД было заложено "применение унифицированного газогенератора, на базе которого можно создать линейку перспективных изделий", в том числе и ПД-10 с тягой 10,9 тонны для семейства SuperJet. ОДК крайне необходимо опережающее открытие работ по созданию научно-технического задела и программ по разработке двигателей. В ОАК поддержали создание в РФ собственных авиадвигателей, это "повысит устойчивость развития отрасли и позволит создавать в России больше добавленной стоимости".
Дмитрий Рогозин попросил Владимира Путина изменить структуру расходов в ОПК, совместив технологии в корабельном и авиационном двигателестроении. Двигатели с тягой 9-18 тонн предлагается создавать на базе ПД-14, а с тягой 20-35 тонн - на базе модернизированного газогенератора НК-32.
По словам экспертов, в мире не было примеров создания турбовальных двигателей для вертолетов и турбореактивных для самолетов на основе единого газогенератора, но технически такое возможно и укладывается в тенденции развития мирового моторостроения. В то же время эксперты отмечают, что промышленность РФ может создавать силовые установки с высокими техническими параметрами, но соперничать с западными конкурентами сложно, поскольку те за счет высокой серийности на мировом рынке могут снизить стоимость единицы продукции.