Карта дня
15 МАЯ 2015 | 13:56
Затопить, продать, заплатить?

Начался торг вокруг сделки с поставкой вертолетоносцев "Мистраль" по заказу Министерства обороны РФ.

"Мистраль" - хорошие корабли с грустной историей.

То, что Франсуа Олланд не решится вызвать огонь на себя со стороны Ангелы Меркель и Барака Обамы, выполнив условия контракта, было понятно экспертам с самого начала. Сегодня речь идет о том, сколько реально получит Россия в качестве компенсации и штрафных санкций.

Сначала французская сторона пыталась продать корабли разным странам, но успехом эта попытка не увенчалась. Эксперты рынка вооружений полагают, что именно это обстоятельство вынудило запустить "утку" о том, что французы готовы затопить корабли, тем самым возбудив интерес к товару со стороны потенциальных покупателей. Однако и это не помогло.

Москва же по-прежнему придерживается принципа "товар или деньги". Об этом заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

Стало известно, что Франция передала российской стороне свои предложения по расторжению контракта. Предложения подразумевают возврат РФ около 785 миллионов евро, которые она сможет получить только после выдачи российским правительством письменного разрешения на продажу кораблей любой третьей стороне без всяких оговорок, пишет газета.

"Здесь принцип такой: или товар, или деньги. Этот принцип был зафиксирован на упомянутой мной уже встрече президента РФ Владимира Путина и французского лидера Франсуа Олланда в Ереване", — сказал Песков журналистам.

СПРАВКА

Российская сторона оценивает свой ущерб в 1 млрд 163 млн евро. А по оценкам французского еженедельника "Пуэн", аннулирование сделки может стоить Парижу от 2 до 5 млрд евро.

Однако сумма компенсации слишком мала, уверены специалисты. "Это сугубо политическое решение, принятое Парижем под давлением Вашингтона. Корабли "Владивосток" и "Севастополь" должны быть переданы российской стороне, либо Франция должна выплатить весь аванс, который российская сторона внесла, а не его часть, как они считают, затем – неустойку за срыв контракта, а также средства, которые были потрачены на обучение экипажа и прочее. Россия ранее заявила, что не станет требовать от Парижа запредельных штрафов. А французы это поняли так, что они могут торговаться и "надувать" Российскую Федерацию", – сказал в эфире радио Sputnik руководитель группы советников директора Российского института стратегических исследований Владимир Козин.

"Франция вообще не может без нашего согласия эти корабли продать, потому что кормовые части обоих вертолетоносцев были построены на российской территории. В контракте все прописано. России нужно не ослаблять свою позицию, а, наоборот, ее повышать. Только тогда французы пойдут на меры, которые предусмотрены в торговой и коммерческой сфере. Как говорили древние римляне: "Pacta servanda sunt" – "договоры должны выполняться", и не только в политической, но и в экономической и других областях. Пусть голова болит у них, а не у нас", – считает Владимир Козин.