Карта дня
08 МАЯ 2015 | 13:29
Что Китай грядущий нам готовит

Сегодня в Москве проходит встреча председателя КНР Си Цзиньпина с президентом Владимиром Путиным и с премьер-министром Дмитрием Медведевым. Её результатов ревниво ждут на Западе и с надеждой в нашей стране.

Российско-китайские контракты все больше оттесняют США с передовых рубежей мировой экономики.

Россия, расширяя сотрудничество с КНР, которой, по всем признакам, надоело экономическое доминирование США, укрепляет свою связи не только для того, чтобы обеспечить себе стабильное развитие. Эксперты полагают, что речь вообще идет о смещение центра силы в мире. На сегодняшней встрече участники переговоров попытаются договориться об участии России в китайском проекте экономического пояса "Шелкового пути". Речь идет о сухопутном транспортном коридоре и соответствующей инфраструктуре, призванной улучшить сообщение Китая со странами Европы. Работы в этом направлении предполагается вести по линии Евразийского экономического союза, а не с отдельными странами. Это масштабный проект, в котором Китай хотел бы видеть Россию как основного участника.

В ходе визита стороны подпишут ряд соглашений, которые должны расширить взаимодействие в энергетике, авиации, налоговой и финансовой сфере. Всего будет подписано около 40 совместных документов.

Российский фонд прямых инвестиций, Российско-китайский инвестиционный фонд (РКИФ) и один из крупнейших банков КНР China Construction Bank (CCB) договорились о создании механизма, позволяющего в разы увеличить кредитование РФ китайскими банками. Пока банки КНР подходят к этому консервативно, но новый механизм позволяет при большем риске получать и большую доходность. Российские партнеры выступают как сторона-страхователь, которая в случае форс-мажора получает выплаты в последнюю очередь. Уже обсуждается получение в таком формате денег для холдинга СИБУР и одной металлургической компании.

Стороны договорились и о создании российско-китайского инвестиционного банка. Он займется привлечением китайского капитала в российские компании. Планируется широкий спектр услуг в инвестиционно-банковском бизнесе. В частности, банк займется слияниями и поглощениями с акцентом на приток китайских стратегических инвесторов в российские компании. Речь идет и о привлечении долгового финансирования, в том числе организации займов от китайских банков и размещении корпоративных облигаций на азиатских фондовых рынках. Инвестбанк поможет российским компаниям выходить на публичные рынки Китая – возможно, уже в конце 2015 года. Он будет оказывать все виды услуг на рынке акционерного капитала, включая организацию листинга, первичных и вторичных размещений ценных бумаг на фондовых рынках Китая.

Планы России по строительству транспортных объектов, в том числе, трансевразийской железной дороги, согласуются с китайской идеей "Шелкового пути". Должен быть подписан меморандум по строительству высокоскоростной магистрали Москва-Казань. Китай может сверх предполагавшихся ранее 300 миллиардов рублей выделить еще 52 миллиарда рублей под госгарантии РФ. В рамках меморандума российская сторона согласилась на использование в проекте китайских технологий и оборудования. Эксперты ранее отмечали, что создание консорциума с КНР – единственная возможность для России запустить проект в ближайшие несколько лет. Его стоимость составляет 1,7 трлн руб.

Кстати, Китай намерен купить у России до 100 пассажирских самолетов SSJ-100. Это в два раза больше, чем на сегодняшний день передано заказчикам. Для поддержки их продаж в КНР и Юго-Восточной Азии будет создана лизинговая компания. Она приобретет самолеты и будет заниматься их дальнейшим обслуживанием. Общая стоимость сделки может составить 3,6 миллиарда долларов.

Еще одно направление совместной работы – сельское хозяйство. РФ и КНР создают фонд объемом в 2 млрд долларов для инвестиций в проекты АПК. В основном это будут деньги китайских институциональных инвесторов, в том числе со значительным опытом инвестиций в агросектор. В настоящее время изучается около 10 проектов, в том числе, касающихся Дальнего Востока.