![]() Ни кошкам, ни людям не придется столкнуться с дефицитом привычным импортных продуктов. |
|
В прошлом году этот фактор привел к удорожанию продовольствия всего на 1,4–1,5%. А ощутимое подорожание граждане нашей страны почувствуют в 2015 году.
Такой вывод следует из одобренного в среду правительством макроэкономического прогноза Минэкономразвития. В первом полугодии 2015 года цены на продукты питания вырастут на 23,5–23,8%. Без учета плодоовощной продукции продовольственная инфляция составит 20,9%.
Во втором полугодии инфляция пойдет на спад, к концу года подорожание продовольствия не превысит 15,1%. "Главным локомотивом инфляции в группе товаров, попавших под санкции, будут овощи и фрукты. Из-за сезонного фактора импорта плодоовощной продукции в первом полугодии на рынке станет больше, и он будет гораздо дороже, чем в прошлом году, из-за роста курса доллара и евро, – рассуждает исполнительный директор аналитического центра "СовЭкон" Андрей Сизов. – На втором месте – молоко и молочная продукция". Исходя из этих расчетов, продуктовая инфляция по итогам второго полугодия должна составить 6,4%, подсчитал для РБК главный экономист "Уралсиб Кэпитал" Алексей Девятов. "Это несколько оптимистично. Инфляция, действительно, замедлится во втором полугодии, если не будет экстраординарных политических событий и урожай будет нормальным, но вряд ли так сильно", – ожидает он. Более четверти прироста (6,3 п.п.) в первом полугодии обеспечит эффект от контрсанкций, ожидают в Минэкономразвития. Последствия декабрьской девальвации будут значительнее – 13,1 п.п. По итогам всего года эффект от контрсанкций сведется к 2,5 п.п. "Эффект контрсанкций – разовый, поэтому предполагаем снижение его влияния на инфляцию", – пояснили в министерстве.
В структуре товарооборота доля импорта остается высокой, особенно в межсезонный период до начала нового сельскохозяйственного года, объясняется опережающий рост цен в первом полугодии в документе министерства. Также на удорожание продуктов будут влиять цены на экспортно ориентированные сельскохозяйственные товары. Все это будет влиять на удорожание продуктов, особенно социально значимых, в связи с чем динамика цен будет опережать общую инфляцию (17,4% в первом полугодии и 12–12,4% по итогам всего года). Во втором полугодии сыграет фактор импортозамещения – Минэкономразвития ожидает увеличение предложения более дешевой отечественной продукции. В целом инфляционный индекс окажется на пике 17–18% в апреле-мае, к концу года он замедлится до 10–12%.
У Минэкономразвития похожий прогноз – пик инфляции за годовой период примерно в размере 17–17,5% в конце первого – начале второго кварталов. Во втором полугодии общий рост цен существенно замедлится из-за значительного сжатия платежеспособного спроса, ожидают в Минэкономразвития. Цены на продукты питания в России в 2014 году выросли на 16,7%, в то время как в странах Евросоюза они упали в среднем на 1%, сообщал ранее Росстат. При этом в целом инфляция по итогам года составила 11,4%.
МИМО САНКЦИЙ
Эмбарго на поставку сельскохозяйственной продукции и продовольствия из США и стран Евросоюза не окажет критического влияния на бизнес ряда крупных продовольственных корпораций из этих стран. Многие из них давно присутствуют на российском рынке, имея здесь собственные заводы, товары на которых производятся, главным образом, из местных ингредиентов. Поэтому на полках магазинов останется абсолютное большинство массовых брендов иностранных компаний, к которым привыкли российские потребители.
"Биг Мак". Компания McDonalds (США)
Сейчас в России работают 433 ресторана сети, 115 из которых находятся в Москве. Почти все ингредиенты, из которых состоит бутерброд, - российского производства. Поставщиком котлет является "Мираторг", использующий бразильское сырье, овощей — "Белая дача". Исключение составляет только плавленый сыр. Для бутерброда используется либо сыр "Хохланд", который производится на подмосковном заводе, либо сыр "Шрайбер", который поставлялся в сети из Германии.
Соки "Rich", "Добрый". Компания Coca Cola Hellenic (Греция)
Компания — один из крупнейших производителей продукции под товарными знаками The Coca-Cola Company в мире и крупнейшая компания по розливуий в Европе. Производственные мощности Coca Cola Hellenic находятся в России. Для производства своей продукции, в частности, самого напитка Coca-Cola, компания использует 75% российского сырья. Концентраты и сиропы для напитков поставляются из-за границы, однако они не фигурируют в санкционных списках запрещенных продуктов. Сырье для производства соков также имеет импортное происхождение и поставляется в том числе из стран Евросоюза, однако под запрет на ввоз товаров из ЕС оно также не попадает.
Овощные консервы "Зеленый великан". Компания General Mills (США)
Шестой по величине производитель продуктов питания в мире, филиалы и производственные мощности которого расположены в более чем 30 странах. В России General Mills известна своими овощными консервами, выпускаемыми под брендом "Зеленый великан" (зеленый горошек, томаты, фасоль, кукуруза). Вся продукция, присутствующая в России, производится в странах, попавших под российские антисанкции. Горошек производится в США, кукуруза — во Франции, фасоль и томаты — в Италии. Однако поскольку запрет на ввоз распространяется только на свежие овощи, консервированный зеленый горошек и другие продукты под этим брендом под запрет не попали.
Йогурты Danissimo. Компания Danone (Франция)
Французский производитель молочных продуктов работает в России с 1992 года и является одной из первых западных продуктовых компаний, пришедших на российский рынок. Danone производит широкую линейку молочной продукции. Одним из самых известных брендов компании является йогурт Danissimo. Основное сырье для его производства — российское молоко, говорят в Danone. Для стабилизации белка в йогурте используется сухое молоко из Белоруссии и Латинской Америки. Также используется импортное ягодное пюре, однако в Danone заверяют, что это не станет поводом для прекращения выпуска продукта в России.
Кетчуп Heinz. Компания Heinz (США)
Американская компания знаменита в первую очередь кетчупом одноименной марки. Свой кетчуп для российского рынка Heinz производит на собственном заводе в Ленинградской области. Основным сырьем для его производства является томатная паста, которую Heinz завозит из Португалии. Однако томатная паста не попала в санкционный список продуктов, запрещенных к ввозу в Россию. Все остальные компоненты, необходимые для производства кетчупа, такие как соль, уксус и специи, имеют российское происхождение. В России компания работает с 1993 года и является одним из крупнейших производителей кетчупов, соусов, майонезов и детского питания. Также на территории России у Heinz находятся два производственных комплекса, которые являются крупнейшими в этой отрасли.
Корм для кошек Whiskas. Компания Mars Inc. (США)
Американский производитель, знаменитый своими шоколадными батончиками и жевательной резинкой, также производит широкий ассортимент кормов для животных под брендами Whiskas, Pedigree, Sheba. Все эти продукты производятся на российском заводе компании в подмосковном Ступине. При производстве используются мясопродукты российского производства.
Шоколад Alpen Gold. Компания Mondelez Int. (США)
Американский пищевой концерн, ранее называвшийся Kraft Foods. Одним из основных продуктов компании является шоколад, выпускающийся под брендами Alpen Gold, Milka, Tablerone. Шоколад Alpen Gold не исчезнет с российского рынка, заверяют в компании. Плитки производятся на российской фабрике. Какао для их производства компания поставляет из Ганы и Кот дИвуара, молочные продукты поставляют не альпийские фермеры, как можно было бы подумать, а хозяйства из России и Белоруссии.