Карта дня
28 ЯНВ. 2015 | 09:25
Скотовозы Якунина

Российские регионы задыхаются от недостатка электричек, которые раньше худо-бедно доставляли их на работу.

Сытый голодного не разумеет: глава РЖД Якунин на работу ездит не на электричках.

Люди были согласны ездить в давке, стоя и на древних, лишенных элементарных удобств, поездах. Однако то, что сегодня происходит в регионах, трудно поддается описанию.

Отмены электропоездов для некоторых граждан возможности попасть на работу, в поликлинику, школы и навестить родственников в других регионах. Оставшиеся электрички штурмуют как вражеские крепости, а попадают вовнутрь вагонов самые сильные или самые наглые.

Зато у чиновников от РЖД, надеются люди, всё в порядке. Во всяком случае, президент ОАО "Российские железные дороги" Владимир Якунин, совсем недавно угрожавший стране уйти в отставку, если от него потребуют обнародовать доходы, вежливо послал по известному адресу, посоветовав жителям регионов, возмущенных отменой пригородных поездов, обращаться к местным властям, а не устраивать митинги.

Региональные чиновники принимают решение об оплате железнодорожников, а значит, виноваты они - в этом Якунин абсолютно уверен.

Тем не менее, сбросил с себя ответственность, глава РЖЖД забыл, что пригородные пассажирские перевозки по России осуществляют региональные компании, совладельцем которых являются "Российские железные дороги". Действительно, по закону организация перевозок лежит на региональных властях, которые должны возмещать РЖД убытки. В конце 2014 года о суммах возмещения договориться не удалось, поскольку у многих регионов на это нет денежных средств. В итоге в регионах начали отменять электрички. Большой резонанс в СМИ получила история в Вологодской области, где поезда перестали ходить полностью. Значит, если следовать логике Якунина, ему просто безразлично - смогут ли люди вообще покидать пределы своих населенных пунктов. И - никакой ответственности.

"Транспортное обслуживание населения в пригородном сегменте ж/д перевозок относится к ответственности субъектов РФ. Они, согласно законодательству, обязаны заказывать объем перевозок в своем регионе, устанавливать стоимость проезда для населения и компенсировать разницу между "социальным" тарифом и экономически обоснованными затратами железной дороги. Большинство регионов не берут на себя ответственность за организацию перевозок, не хотят платить за услуги РЖД, полагая, что электрички все равно будут ходить, даже если в их бюджете останется ноль рублей на эти цели", - логически рассуждает Якунин. Понятно, что простыми словами это означает - не приставайте ко мне, идите вы…

Самые масштабные сокращения пригородных поездов, помимо Вологодской области, произошли в Ленинградской, Тверской, Новгородской, Пензенской, Амурской, Псковской и Белгородской областях.

В центральных регионах ситуация немногим лучше. По сообщению Центральной пригородной пассажирской компании, в Курской области отменяются шесть электричек, у двух сокращается маршрут. В Брянской области отменяются девять составов, назначается один, сокращается маршрут следования у пяти.

В Смоленской области исчезнут семь поездов, один будет следовать на укороченном участке. В Калужской области отменяется четыре поезда, в Орловской - 18, в Тверской - два. В Рязанской области будет продлен маршрут следования у четырех составов. Кроме того, с 14 декабря в Брянской области уже сокращен маршрут у четырех поездов, в Калужской - отменены четыре состава, в Тульской - из расписания выведены два поезда.

Кое-где местным железнодорожным начальникам пока удается выкручиваться. Гендиректор Забайкальской пригородной пассажирской компании Николай Гаджала 14 января пообещал сохранить в регионе пригородное железнодорожное сообщение, которое планировали прекратить уже с 15 января из-за долга местных краевых властей перед железнодорожниками. Из 21 электрички будут отменены только две, но их заменят автобусами. А цены, которые увеличили в 2-6 раз, вернут на прежний уровень.

Одним из вариантов решения проблемы в РЖД считают выплату компенсаций из налогов, собранных с пригородных перевозочных компаний, прежде всего налога на имущество. С 2012 года он постепенно увеличивается, поскольку на федеральном уровне принято решение свести льготы по этому налогу на нет.

"В этом году мы платим 12 млрд рублей в субъекты, но с каждым годом сумма налога с железнодорожников в региональный бюджет будет нарастать. И из этих денег можно платить за электрички", - предлагает начальник департамента управления бизнес-блоком "Пассажирские перевозки" РЖД Геннадий Верховых. Только в бюджет Вологодской области было перечислено налогов на имущество за три года 3 млрд рублей, а долг за перевозку пассажиров по 2014 году составляет 140 млн рублей.